Как мы пытались проехать по Москве на велосипеде

Как мы пытались проехать по Москве на велосипеде

Никита МИРОНОВ — 19.03.2009

Изображение
С улицы Фестивальной наш корреспондент едва выбрался живым.

Идею подсказал столичный градоначальник. Во вторник на заседании правительства мэр предложил популяризировать среди москвичей поездки на велосипеде.

- Это может во многом облегчить транспортную ситуацию, а также просто полезно для здоровья горожан, - объяснил Юрий Лужков.

«Комсомолка» сразу же принялась тормошить экспертов: пересядут ли москвичи на велосипед? (См. «КП» за 18 марта) А затем наша газета решила устроить эксперимент. На улице тепло, почему бы не поколесить по столице? И я достал велик с балкона, решив проехаться по Ленинградке в сторону центра.

«КУДА ТЫ ПРЕШЬ?!»

Тащить двухколесного друга пришлось с восьмого этажа. 16 неудобных килограммов в руках. Пару раз стукнув рулем о перила, я переполошил соседских собак. Лай на весь подъезд! Ладно, поеду в лифте. Ставлю велик на одно колесо и кое-как втискиваюсь в кабину следом. Н-да, на велосипеды наши лифты не рассчитаны. Не дыша еду. На третьем этаже лифт перехватывает соседка.

- Куда же вы с велосипедом?! - поднимает бабуля крик. - Колеса вон какие грязные, сейчас все стены испачкаете!

Сама, к счастью, она в лифт уже не помещается. Но стену я действительно пачкаю прошлогодней грязью. Стыдливо оттираю ее рукавом куртки...

Но вот спуск позади. Сажусь в седло и выруливаю на дорожку. Асфальт раздолбан так, что трясет, как на проселке. Ой! Забыв, что под гладью лужи может скрываться яма, я заезжаю в нее и, едва не падая, наступаю в грязную воду. Шлеп! Брызги летят во все стороны. Одной из «сторон» оказывается средних лет женщина. На ее плаще проступают пятна.

- Куда ты, гад, прешь?! - накидывается она на меня.

Да, наши ухабистые дорожки для велосипеда тоже не очень...

УЖАСЫ ЛЕНИНГРАДКИ

Выезжаю на Ленинградку. По правилам я должен «двигаться только по крайней правой полосе». Могу и «по обочине, если это не создает проблем пешеходам». Обочины на Ленинградке нет, выезжаю на крайнюю правую. О ужас! А-а-а!

Мимо меня на скорости пролетают машины. И каждая вторая сигналит: прочь с дороги, спортсмен чертов! Авто проносятся буквально в сантиметрах от меня. Ехать ближе к тротуару, по крайней правой? Но она заставлена машинами. А посреди проезжей части я спиной чувствую: вот-вот собьют. К тому же очень тяжело дышать - воздух синий от выхлопных газов.

Ух... Не выдерживаю и сворачиваю на тротуар. По нему мне ездить запрещено, но куда же деваться? Но и здесь я лишний. Прохожих много, двигаюсь с черепашьей скоростью и через каждые десять секунд кричу: «Можно проехать?» Пешеходы шарахаются. Надо будет звоночек купить. А еще я запарился прыгать по бордюрам. Ведь они для велосипедов не предназначены, к асфальту плавно не спускаются. И каждый выезд из двора отмечаю двумя подпрыгиваниями - съехал с бордюра, заехал на новый. Кое-как доезжаю до парка «Покровское-Стрешнево». Здесь и людей мало, и воздух чистый, и даже велодорожки размечены. Счастливый, разгоняюсь. Красота! Минут через пять из кустов вылетают две овчарки и с лаем радостно несутся за мной, пытаясь укусить за ноги. Хозяева кричат что-то типа «Фу!», но псам некогда: они соревнуются, кто первый вцепится мне в икру. Меня спасает только хорошая физическая форма.

Кстати, в этом парке с животными гулять запрещено, сам табличку видел...

В ПЕРЕУЛОЧКАХ АРБАТА

Выезжаю к «Войковской» и решаю проверить, удобно ли кататься в центре Москвы. Спускаюсь в метро.

- Куда же вы с велосипедом? - недоумевает дежурная у турникетов.

- Так ведь до Тверской своим ходом часа полтора!

- Вот и едьте. Велосипед - негабаритный груз, нельзя его в вагон.

После пяти минут лести и дипломатии, сложив велосипед пополам (благо он складывается!), я все-таки прошел в подземку. Здесь мне тоже не были рады. Велосипед, пусть и сложенный, всем мешал, пассажиры меня явно не одобряли.

Выйдя на «Тверской», я поехал в сторону Арбата. И быстро понял: зря! По узким, забитым пешеходами тротуарам мне часто приходилось идти пешком, катя велосипед рядом. Ехать здесь просто нереально. Двигаться по дороге - «залезть» под машину. А еще подземные переходы. Велосипед на руках вниз снес, вверх поднял. И так много раз. Через час я был, как грузчик под вечер...

Изображение
Купить велик в столице - не проблема. Но далеко на нем не уедешь...

Мои любимые арбатские переулки тоже оказались забиты машинами, поездить «в кайф» не получилось.

Ладно, перекушу чего-нибудь. Паркуюсь у супермаркета, хочу купить булочку и кефир. К чему же тут велик замком пристегнуть? А не к чему! Это у них, на Западе, кругом велопарковки, а у нас... Разве что к урне? Противно - она грязная. На крыльцо выходит охранник.

- Не оставляй здесь, украдут, - кивает он мне, закуривая.

- Да я же на замок пристегиваю!

- Срежут, уже бывало такое. А все предъявы потом к нам! Ладно, иди в магазин, я покараулю, пока курю.

В общем, поездка по Москве на велосипеде удовольствия мне не доставила. Хорошо хоть, жив-здоров остался и велик не украли.

А КАК У НИХ?

В Амстердаме на 700 тысяч жителей - 700 км велодорожек. Есть специальные дороги, по которым ездят только велосипедисты и общественный транспорт.

В Париже громадная сеть велопрокатов. Абонемент на год - 40 евро. И везде велодорожки.

В Токио на 30 миллионов населения - 15 миллионов велосипедистов. Токийцы доезжают до метро и бросают велотехнику у станции подземки. Есть и проблема - нелегальные велопарковки.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

Такие поездки вредны для здоровья

Вячеслав Паньков, директор некоммерческого партнерства «Гильдия экологов»:

- Ездить на велосипеде вдоль московских дорог крайне вредно для здоровья. А по дорогам и подавно! По данным «Мосэкомониторинга», вдоль большинства столичных трасс концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимую в несколько раз. Если мы едем даже по тротуару, то активно вдыхаем оксиды азота, бензапирен, свинец, сажу, мелкую пыль. Все это «богатство» оседает в легких и приводит к интоксикации организма. Как результат - ослабление иммунитета. Астматик же эффект от поездки может почувствовать вообще сразу - начнет задыхаться. Если ездить постоянно, то и здоровый человек может доездиться до рака! Ведь те же сажа и свинец - канцерогены. Но если ездить по дворам или лесопаркам, то все будет нормально. Там воздух вполне чистый.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Нужно строить специальные дорожки

Игорь Налимов, президент Межрегиональной общественной организации «Велотранспортный союз»:

- В Москве нужно строить велосипедные дорожки. Пока они есть только на Лужнецкой набережной и в парках. Но мэр дал задание управлению архитектуры создать концепцию велотранспортной системы в Москве - те же дорожки и велопарковки у метро. Без этого никак.

- А где же место взять? В Москве - теснотища!

- На многих окраинных улицах - широченные, в несколько метров тротуары. А пешеходов мало. Вот и надо отгородить метра полтора под велодорожку. И при строительстве новых дорог эти дорожки сразу закладывать. Ведь, как говорят американцы, каждый велосипедист на улице - это минус один автомобиль!

- Это в Америке. А у нас холодина полгода. Вряд ли люди будут ездить.

- Будут, еще как! Велосипедный сезон в Москве длится с конца марта по конец октября - целых семь месяцев. Но можно ездить и зимой, когда погода позволяет. По нашим подсчетам, имеют велосипеды около трех миллионов москвичей. Постоянно ими пользоваться, если создать условия, будет примерно каждый десятый. Такова мировая практика. Получаем цифру - 300 тысяч человек. Это немало.