Меняем четыре колеса на два

В 2010 году в столице появится сеть велосипедных дорожек

Изображение
Перевозка газеты "Известия" на новой тележке-велосипеде, 1934 год

Первым делом велодорожки появятся в новом районе, который строится сейчас на бывших Люберецких полях аэрации. Кроме того, их проложат по территории столичных парков, скверов, а также вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Но удастся ли организовать велодвижение на крупных магистралях? И уживутся ли на одной дороге велосипедисты и автолюбители?! Эти и другие вопросы обсуждались на комиссии Мосгордумы по экологии.

Президент Велотранспортного союза и Русского клуба велопутешественников Игорь Налимов почти каждый день ездит на велосипеде. Он уверен - по московским улицам можно и нужно ездить на двухколесном транспорте.

- Это самое экологичное и экономичное средство передвижения, а главное - самое быстрое, - говорит он. - При скорости 15 км в час велосипедист преодолевает 5 км пути за 20 минут. Это быстрее и дешевле, чем на общественном транспорте. И пробки ему вообще не страшны. На Западе это давно поняли.

Велодорожки созданы в Копенгагене, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Стокгольме, Брюсселе, Барселоне, Париже. А Вена - просто рай для велосипедистов. На Кубе, в Чехии, Австрии и в ряде стран Юго-Восточной Азии популярно велотакси.

- Но в Москве на велосипеде ездят единицы, - отмечает глава велосоюза. - Почему? Да люди просто боятся выезжать на улицу. У нас почти нет парковок и нормальных дорожек. В соседней Финляндии, к примеру, законодательно прописано, что если из пункта А в пункт Б строится автомобильная дорога, то обязательно при ней должна быть обозначена велодорожка. Благодаря этому закону в одном Хельсинки 700 км велодорог. У нас же все только начинается.

Напомним: впервые о необходимости велосипедных дорожек в Москве задумались три года назад. Тогда этой идеей загорелся Юрий Лужков. Мэр поручил разработать возможные маршруты велосети и найти в бюджете средства на реализацию проекта.

Для начала департамент природопользования и охраны окружающей среды по собственной инициативе приспособил для велосипедных прогулок дорожки в нескольких парках, а экс-префект ЦАО Сергей Байдаков построил первую в городе дорожку с профессиональным покрытием длиной 2,2 км на пешеходной Лужнецкой набережной. В феврале нынешнего года было анонсировано строительство еще 15 трасс.

Изображение

По словам председателя комиссии по экологии Веры Степаненко, дорожки для велолюбителей должны появиться в парках "Царицыно", "Бирюлевский дендропарк", "Воробьевы горы", "Кузьминки", "Измайлово" и других. Кроме того, будет рассмотрена возможность выделения мест хранения велотранспорта во дворах жилых домов и возле торговых центров. Не исключено, что в городе появится сеть пунктов проката велосипедного транспорта, как в Париже.

Велотранспортный союз, в свою очередь, предлагает создать сеть велодорожек в Орехове-Борисове Северном - покрыть весь район сетью велодорожек, соединив ими школы с парком "Царицыно" и одноименной станцией метро. Всего предлагается проложить 4,5 км внутриквартальных дорожек и 8 км по периметру.

- Конечно, повсеместно велодорожки устроить не получится, - замечает глава управления инженерно-транспортной инфраструктуры Москомархитектуры Светлана Чуверина. - В старых районах со сложившейся застройкой этого не сделать. Но зато мы можем выделять место под них при планировке новых районов. Например, предусмотреть их при проектировании кварталов, которые вырастут скоро на Люберецких полях аэрации. А пока лучше начать с зеленых зон.

- Все это нельзя сделать за пару дней, - замечает Вера Степаненко. - Нужно все взвесить и продумать. Нужно понять, где чаще всего ездят велосипедисты. Найти места, где возможна прокладка велодорожек. Над этим будет работать специально созданная рабочая группа. Если все удастся, то к 2010 году мы можем дать людям возможность спокойно кататься по городу.

Выдержки из ПДД

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.

Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе, как можно правее. Допускается движение по обочине и тротуару, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда запрещается:

- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет - но на дополнительном сиденье с надежными подножками;

- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

ЧТО ГОВОРЯТ В БЛОГАХ

"Сегодня по улицам Москвы ездить на велосипеде страшно"

Нужны ли Москве велосипедные дорожки? Молодые пользователи Рунета уверенно отвечают в своих блогах - "да!" Но есть и скептики. Палитру мнений подобрал Сергей Петров.

- Москва без пробок - это не утопия. Надо просто серьезно взяться за популяризацию велосипеда как средства передвижения. И быстро, и удобно (особенно в центре), и здоровый образ жизни. Мне сегодня даже сон приснился, будто иду я в районе Никитского бульвара, а по нему едет много-много велосипедистов... Эх, почему же в Москве нет велосипедных дорожек, как в Берлине?!

carcarodonte

- Два с половиной года назад я впервые побывал в Нью-Йорке. И увидел совершенно неожиданную, как мне казалось, для мегаполиса картину: огромное количество велосипедистов, велосипедных дорожек и т.п. Оказывается, несколько лет назад департамент транспорта Нью-Йорка разработал план по созданию более 2500 км велосипедных дорожек в городе. В настоящее время они есть на основных авеню города, по всему периметру Манхэттена, а также на небольших улицах. А 12 февраля этого года прошли первые публичные слушания по новому законопроекту, согласно которому новые постройки в городе будут обязаны предусмотреть крытую парковку для велосипедов внутри здания. Климат в Нью-Йорке далеко не лучше московского. Так почему же не сделать велодороги и в российской столице?! Пускай не по всему городу, не для поездок на работу, но хотя бы для передвижения по району.

fe_dot

- Приехала только что из Швеции. Дико приятно было в Стокгольме передвигаться на велике по спецдорожкам вдоль набережных со специальными светофорчиками. До сих пор не могу прийти в себя от одного случая. Мы с подругой на великах решили покататься по городу и срезать путь, свернув с велодорожки и проехать по маленькой узкой улочке (шириной на 1 автомобиль), которая вела в гору. Ехать, естественно, тяжеловато. Медленно себе ползем. Переговариваемся неторопливо. Вдруг поворачиваем голову, а за нами вереница из 5 машин, которые спокойно(!) плетутся за нами и ждут, пока мы преодолеем подъем и свернем на нужную нам дорогу. Ни одного гудка или крика, ни одного возмущенного взгляда. Абсолютное спокойствие... Это было так прекрасно. Нам бы так.

klevaja_shtu4ka

- В Москве по улицам ездить на велосипеде страшно. На тротуарах от тебя шарахаются прохожие. На дороге ты шарахаешься от машин. Нужны велодорожки. Но слезать с велосипеда я не собираюсь. Во-первых, это здоровый образ жизни. Во-вторых, это быстро. Я живу на ВДНХ. Работа на Тверской. Маршрут занимает от 30 до 40 минут. При этом на общественном транспорте (метро+автобус) 50 минут. Чистая арифметика.

nastroenie_mo

- Очень многие, особенно молодежь, не прочь на велосипедах кататься в институт или на работу. Насчет зимы: недавно была в финском городе Раваниеми, там каждый второй житель на велосипеде, а город находится, между прочим, рядом с полярным кругом, и зима там в два раза длиннее, чем в Москве...

artivia

- Занятия на велотренажерах и велопрогулки на свежем воздухе полезны для сердца и тренировки легких. Но если гонять на велике по Садовому, то это чревато, напротив, спазмами сосудов и может вызвать даже астмоидные состояния. Так что почин хороший, а воплощение его - спорное.

ostrov

Максим Суворов 16.04.09 Известия

Комментарии

Антикризисный    велосипед

Антикризисный    велосипед

 В России есть одна серьезная проблема, стоящая на пути развития велотранспорта в крупных городах. Имя ей - зима. Климатические условиях наших широт, не обеспеченных в отличие от Финляндии Гольфстримом, делают велосипед удобным видом передвижения в течение 5-6 месяцев в году. В остальное время велодорожки могли бы функционировать только в том случае, если бы правительство Москвы сделало бы их крытыми и отапливаемыми. Так что если развивать этот вид транспорта, то только параллельно с увеличением сети традиционного общественного транспорта для зимы - от маршруток до микротрамваев. Велосипед может занять свое место под Солнцем в южных регионах России - в Сочи климат как раз подходящий.

Алексей Чадаев, член Общественной Палаты РФ

Я зарегистрировался на сайте

Я зарегистрировался на сайте Алексея и написал комментарий к этому комментарию:

Приветствую Вас, Алексей.

В своем комментарии по поводу статьи в Известиях - http://actualcomment.ru/idea/108.html#14 Вы написали о зиме, как о серьезной проблеме, стоящей на пути развития велотранспорта в крупных городах.

Во-первых, насчет проблемы, Вы правы. Во-вторых, насчет зимы , Вы не правы.

Начну со второго. Я живу в Москве, езжу на работу и с работы на велосипеде. В прошлом году в последний раз я ездил на работу примерно числа десятого декабря. У меня даже есть фотка, датированная седьмым числом - нет снега, асфальт. И если бы тротуар по всей длине моего маршрута убирался бы с таким же прилежанием, как автодорога, я продолжал бы ездить всю зиму.

Думаю, так же поступали бы многие. Посмотрите, как много людей в Москве по выходным зимой несут в лес лыжи, их не пугает, что там холодно, может подуть холодный ветер, пойти снег. Наш народ не настолько изнежен, как о нем думают сейчас некоторые.

Люди, понимающие пользу велодвижения, при наличии созданных для них условий , я говорю об убранных от снега велодорожках, с удовольствием заменят зимой автомобиль на велосипед с зимними шинами. Для примера, в Хельсинки зимой продолжают ездить десять процентов от летнего количества велосипедистов. Про Канаду Вы сами найдете, если захотите.

Теперь о проблеме (скорее проблемах), которая действительно имеет место быть. Это:

1. отсутствие велодорожек, которые убирались бы наравне с дорогой
2. тротуары, сплошь и рядом построенные с нарушением градостроительных норм ( СНиП 35-01-2001 ), являющиеся препятствием для всех (пешеходов,инвалидов-колясочников,велосипедистов), кроме автомобилей. Нет такого высокого тротуара, на который не смог бы заехать автомобиль в Москве.
3. лень-матушка, которая заставляет людей придумывать еще тысячи причин, чтобы отказаться даже от попыток начать велодвижение (особенно мне понравилось недавнее - менеджер какой-то конторки заявляет, что у них в офисе нет душа, а пахнуть пОтомим не разрешается. Т.е. человек даже не представляет, насколько различны велопрогулка на 5-10 километров и многочасовая давка в общественном транспорте, или не менее продолжительное высиживание в пропахших гарью автомобилях.)
4. отсутствие мест хранения велосипедов в жилой зоне, и отсутствие велопарковок возле общественных заведений.
5. непонимание (и возможно, нежелание понять из других, меркантильных соображений) властью выгоды велодвижения в виде - снижения потерь от транспортных заторов, здоровья граждан, улучшения экологической обстановки.

В заключение, есть такой блог - copenhagencyclechic.com. Его автор каждый день фотографирует велосипедистов в Копенгагене. Даю ссылку на фотографии одного дня - 28 февраля, просто для информации Вам и всем, считающим зиму непреодолимым препятствием - http://www.copenhagencyclechic.com/2009/02/springtime-is-around-corner.html

Это я седьмого декабря 2008 года еду на работу