Велорикшей по пробкам

предлагают ударить фанаты педального транспорта

Кирилл ГРИЩЕНКОВ Московская Правда 11/02/2009

Неожиданно для всех московские власти решили заняться проблемой велотранспорта. Департамент природопользования даже организовал по этому поводу специальное совещание, однако собравшиеся чиновники и эксперты cильно засомневались в возможности реализации мечтаний экологов - дескать, городская инфраструктура не позволит. Во всяком случае в обозримом будущем.

Первая реакция, которую вызвала позиция сомневающихся, - возмущение. Тут же вспомнились и европейские города, где велосипед давно стал массовым видом транспорта, и азиатские столицы, где едва ли не половина жителей перемещаются по городу только на велосипедах. Там, за границей, городская инфраструктура великолепно приспособлена для регулярной езды на двух колесах: специальные велодорожки, парковочные устройства, места для хранения во дворах жилых домов и так далее. Почему же, хочется спросить, такого нельзя сделать у нас? Ведь велосипед не шумит, не развивает сумасшедших скоростей, не загрязняет атмосферу и к тому же чрезвычайно полезен для здоровья ездока. Идеальное решение для задымленного, оцепеневшего в пробках мегаполиса, не так ли?

Однако прежде чем кидаться в бой, потрясая кулаками и выкрикивая антиправительственные лозунги, попробуем взглянуть на проблему с разных точек зрения. Их можно условно назвать идеалистической и прагматической - или же субъективной и объективной, кому как нравится.

Начнем с субъективного взгляда жертв «объективного исторического процесса», то есть с самих велосипедистов. И тут никуда не денешься от прискорбного факта - наш город для езды на велосипеде не годится. Совсем. Ваш покорный слуга, пробираясь по столичным улицам на своем двухколесном друге, сам не раз поминал московские власти недобрым словом.

У московского велосипедиста есть три главные беды. Во-первых, это действительно полная неприспособленность инфраструктуры. По закону велосипедист является полноправным участником дорожного движения, и в ПДД неоднократно упоминаются велодорожки и даже специальные светофоры с сигналами, регулирующими движение велотранспорта. Однако на самом деле ни того, ни другого на улицах Москвы не наблюдается. Единственной «трассой» для велосипедиста становится тротуар, где приходится лавировать между пешеходами, получая в свой адрес потоки брани, в том числе нецензурной. Это было бы терпимо, если бы не одна проблема - в столице немало дорожных развязок без тротуаров и переходов, и пересечь их можно только по шоссе.

Но, попадая на шоссе, велосипедист сталкивается с бедой номер два - водители на велосипедистов плевать хотели. Машины несутся мимо, не обращая ни малейшего внимания на вас и ваши передвижения. Единственная возможность хоть как-то проехать по оживленной трассе - держаться как можно ближе к обочине, сохранять достаточно высокую скорость и все время крутить головой по сторонам. И все равно вы сильно рискуете попасть в ДТП, в котором вы не защищены ничем, кроме шлема, если вы его, конечно, надели.

Допустим, многострадальный велосипедист, не обремененный особым спортивным опытом, добрался-таки до нужного ему пункта - магазина, к примеру... Что ж, он может тут же разворачиваться и ехать обратно, потому что припарковаться ему будет решительно негде, разве что чудом удастся найти какой-нибудь хилый заборчик, к которому можно пристегнуть цепь с замком. Оставлять же механического коня просто так - это все равно что подарить его первому попавшемуся прохожему: педальный транспорт нынче в цене.

Но даже если вы решили покататься на велосипеде, что называется, в оздоровительных целях, вам опять же будет негде это сделать. По тротуарам не поездишь, по шоссе - тем паче, в парках вам не дадут покоя мамы с колясками, маленькие дети и собаки.

Нормальна ли такая ситуация? С точки зрения велосипедиста - безусловно, нет. И на его защиту встают общественные организации, объединяющие искренних приверженцев этого вида транспорта. К примеру, президент Велотранспортного союза Игорь Налимов, вдохновленный высочайшим вниманием, уже строит грандиозные планы в стиле «Васюки превращаются в Нью-Москву».

- У нас отсутствует велокультура, - считает он. - Навыки езды на велосипеде нужно прививать уже со школьной скамьи. Ведь у велотранспорта есть немало очевидных плюсов. Он снижает транспортные издержки как городского бюджета, так и самих горожан, обеспечивает легкость и свободу передвижения и способствует улучшению экологической обстановки.

По мнению господина Налимова, велосипед - важный элемент транспортной системы, который в перспективе может способствовать и частичному решению проблемы пробок. Кроме того, союз разработал проект внедрения в систему городского сообщения альтернативных видов общественного транспорта, таких как электро- и веломобили.

Все это, конечно, звучит красиво и заманчиво. Однако, увы, радужные мечты энтузиастов не вполне адекватны реальности. Не нужно глубоких размышлений, чтобы понять - взять и прочертить велодорожки на московских трассах совершенно невозможно, как невозможно проложить для этих целей дополнительные полосы. Взгляните на пробки длиной в десятки километров, которые возникают каждый день в часы пик. В таких условиях урезать дорожное полотно ради велодорожки было бы безумием. К тому же при малейших затруднениях в движении ее тут же займут машины.

- Задача по оснащению московских дорог специальными полосами для движения велосипедов трудновыполнима, - утверждает специалист Москомархитектуры Юрий Семкин. - Причина этого в высокой интенсивности движения и сверхплотной застройке. Однако, - добавляет он, - существующие градостроительные нормы позволяют планировать такие вещи при проектировании новых жилых районов. А вот каждый старый район уже нужно рассматривать отдельно.

Кроме того, выгоды от дорогостоящей модернизации весьма сомнительны, а предложения о развитии общественного велотранспорта и вовсе выглядят нелепой блажью. Город и так на грани транспортного коллапса, и появление на дорогах медлительных неуклюжих экипажей только внесет лишнюю сумятицу. В перспективе велосипед может оказаться полезным, но лишь в масштабах микрорайона. Например, если люди смогут съездить за хлебом на велосипеде, вместо того чтобы выгонять из гаража машину. Однако для этого нужно по меньшей мере оснастить те же магазины, торговые центры, административные здания велосипедными парковками. Такая задача сегодня городу по силам, считают в московском правительстве. Главное, чтобы громкие слова в очередной раз не оказались пустой декларацией.

Однако главная проблема, из-за которой власти не желают делать широких жестов в адрес велосипедистов, - не экономического, а психологического свойства. Дело в том, что государство переделать людей не способно, а люди любят комфорт и добровольно на велосипеды и веломобили ни за что не пересядут. Точно так же и водителей не удастся убедить, что велосипедистов нужно уважать и что нельзя заезжать на велодорожки, ежели они все-таки появятся.

- В качестве положительного примера часто приводят Сингапур, однако это сравнение некорректно, - говорит руководитель Департамента природопользования Леонид Бочин. - В Сингапуре все национальное законодательство ориентировано на общественный транспорт. Для автовладельцев существуют столь жесткие ограничения, что им выгоднее ездить на такси или на том же велосипеде. Чтобы развить систему общественного транспорта до уровня Сингапура, нам необходима полная переориентация законодательства, что сегодня недостижимо.

- Что касается европейских городов, то там чаще всего слишком мало жителей, чтобы велосипеды и машины могли помешать друг другу, - добавляет Юрий Семкин. - Но, к примеру, в Лондоне, который по дорожной ситуации сравним с Москвой, велосипедное движение также неразвито...

Что же остается на долю обычного велосипедиста, которому хочется спокойно, никому не мешая, передвигаться по городу и его окрестностям на любимом виде транспорта? Пусть это желание и неоправданно с точки зрения экономики, но городские власти все-таки должны учитывать интересы простых граждан, даже если они не сулят дивидендов.

Во-первых, можно осваивать большие парки - представители Департамента природопользования и Велотранспортного союза сообщают, что сейчас в разработке находятся 15 веломаршрутов для крупнейших парковых зон столицы. Кроме того, есть вероятность, что на уровне микрорайонов действительно будет проведена модернизация инфраструктуры, благодаря чему кое-где все же появятся велосипедные дорожки и стойки для парковки. К тому же у собравшихся на упомянутом выше совещании нашла активную поддержку идея о приспособлении общественного транспорта под нужды велосипедистов. Какие формы примет эта работа, пока неизвестно - возможно, это будут парковки на вокзалах и остановках, возможно - законодательные изменения, которые позволят, например, перевозить велосипеды в метро.

В любом случае в ближайшие годы велосипед останется для москвичей не средством передвижения и даже не роскошью, а чем-то средним между спортивным тренажером и прогулочным экипажем. Что касается модернизации районной инфраструктуры, велика вероятность того, что это решение либо завязнет на уровне префектур, либо вовсе останется на бумаге.

Возможно, для города так будет лучше - в кризисную пору есть и более насущные проблемы.