Поздравляем Ассоциацию велосипедистов Киева

14 марта 2010 года Ассоциация велосипедистов Киева вступила, практически одновременно с Велотранспортным Союзом, в Европейскую Федерацию Велосипедистов

По этому случаю публикуем свой перевод статьи с сайта АВК

Прагматические правила для общественных активистов

Перед вами коллективный труд: борец против незаконной застройки Артем Чапай адаптировал к украинским реалиям идеи из текстов Сола Алински , коллектива CrimethInc  и других источников, а я, Дмитрий Александров, прокомментировал их касательно к строительству велосипедной инфраструктуры.  Мои комментарии выделены курсивом.

 Коренное отличие между командой Артема и АВК в том, что они "борются против", а мы "боремся за".  То есть, для успеха Артемовой борьбы достаточно сохранения status quo, мы поставили целью его изменение.  Им достаточно бездействия властных учреждений, мы должны убедить их работать в наших интересах, а это в свою очередь означает неприемлимость стратегии бескомпромиссной войны.  Хотя и у них, предотвращение конкретного плана уничтожения исторического здания или парка - лишь половина победы.  Ее вторая и более сложная часть - положить конец новым посягательствам на объект, например, путем предоставления ему охранного статуса.  А это уже дело не уличное, а кабинетное.  Солдаты сражаются за выгодные условия для мира, но что и на каких условиях удастся достичь, решают, в конце концов,  дипломаты.

 Так что, я бы определил:

  • Правило 0

 Прежде чем бороться, четко определим цели борьбы.

т.е. положение вещей, которое мы будем считать идеальным завершением конфликта, а также такой исход дела, который можно считать его приемлемым завершением - пределом допустимых компромиссов. А уже исходя из этого, определяем программу действий: что нужно сделать, и что из этого сделать возможно.
Тактика гражданского действия означает делать то, что возможно, с помощью того, что есть.  При этом всегда следует помнить:

  • Правило 1

 Наша сила - это не только то, что мы имеем.  Это также и то, что противник думает, что мы имеем.

Если в данном случае противник - коррумпированные чиновники, то стоит пытаться заставаты их врасплох.  Пусть думают, кто же "за вами стоит".
Блефовать не стоит.  Лучше наоборот без предупреждения сделать то, на что они не ожидают.

 "Без предупреждения" - не всегда лучше.  Иногда наоборот, сама публично высказанная решимость сделать что-то (как в случае второго "Велонаезда"(**)) производит нужное впечатление.  И наоборот, если бы мы не собрались сначала под ГУ МВД, а начали с КГГА(*), не факт, что результат был бы такой же или лучше.  Нам бы пообещали "разобраться, подготовить и обработать", а потом, когда бы пришло время требовать обещанного, тема уже потеряла бы актуальность в массовом сознании и во исполнение угрозы мы бы не собрали такого количества людей.
Отсюда -

  • Правило 2

Стремиться быть изобретательными. Поскольку финансами и властью соревноваться с противником мы не можем, наша сила - творчество, фантазия, креатив.

 

Используем опыт коллег, но не копируем его.  То, что срабатывало раньше - в следующий раз не сработает.
Кроме всего, если нам требуется внимание СМИ - нам нужно пытаться делать так, чтобы они сами захотели приехать.  Защитники Пейзажки, например, организовали "карнавал", затем "вертеп", потом принесли кусок забора со стройплощадки под дверь МИД, потом подарили строительный конструктор министру Огрызко ...  Еще раз напоминаю - копировать это не стоит.  Стоит придумывать каждый раз что-то интереснее.

 Как показывает наша практика, велосипедные мероприятия обеспечивают тележурналистов великолепной картинкой и они любят такие зрелища.  Но крутить в эфире сами кадры велосипедистов, которые куда едут, быстро надоедает даже неприхотливым редакторам.  Мы совершали транспортную гонку и обводили краской на асфальте тела "сбитых" велосипедистов.  Это срабатывало, но не факт, что сработает снова. . По крайней мере в Киеве.

А чтобы получалось -
 

  • Правило 3

Создаем тактику и выдумываем поведение коллективно.

Мозговой штурм оказывался значительно более действенным, чем идеи любых "профессиональных креативщиков".  Много раз у нас перед встречей не было конкретных идей по акции.  После встречи - то, о чем потом говорили все СМИ.  И то, что сейчас, тьфу-тьфу, оказывалось действенным.

 К этому я добавлю, что в действительно общественно значимых  общественных акциях часто есть несколько инициативных центров.Одни делают велопробег, другие - концерт, еще одна группа - сатирический перформанс и т.д.  Так же и относительно лозунгов и прочей наглядной агитации. . Единообразной она бывает только на проплаченных и срежиссированных "путенгах".

 У каждого человека есть свои перекосы, абстрактные фантазии.  Я много раз видел, как человек единолично бросает какую-то идею, идею не поддерживают - и человек опускает руки.  Чтобы этого не было - идеи следует разрабатывать вместе.  Можно большим количеством людей, участвующих в их осуществлении.

Тогда мы осуществим также -

  •  Правило 4

 Всегда будем делать то, на что готовы наши соратники.

Иначе люди будут идти на акцию со страхом, беспокойством, или не зная, что именно они будут делать.

 Исторический пример, подтверждающий этот тезис - деятельность советских диссидентов.  Понимая, с кем они имеют дело, диссиденты сознательно отказались от способов борьбы, которые вступают в противоречие с писаными советским законами и от всех форм конспирации.  Они говорили "мы не прячемся, потому что не совершаем ничего предосудительного" потому, что понимали, что против КГБ их конспирация не устоит, а любую тайную деятельность власти представили  бы в выгодном себе свете в СМИ и обратили бы себе на пользу. Наоборот, открытость деятельности и незаконность репрессий, применяемых советской властью, собирали в диссидентское движение сторонников в СССР и за его пределами.
Зато -
 

  • Правило 5

Когда это только возможно - будем делать то, к чему не готовы наши противники.

Это перекликается с правилом об изобретательности.  Если во время "Украины без Кучмы" палатки на Крещатике подействовали - сейчас все настолько привыкли к ним, что этот способ скорее вызывает сарказм - как у чиновников, так и у сторонних наблюдателей. Изобретаем нечто иное - чтобы чиновник / застройщик / дядя милиционер, узнав, должен был чесать себе репу.

  • Правило 6

Используем собственные правила противника.

Когда зам.  киевского мэра Голубченко подписал распоряжение убрать строительные материалы, чтобы продолжить рытье котлована под видом археологических исследований на той же Пейзажке - это решение выполнено не было.  Тогда местные жители предложили сделать субботник - и сами свалили стройматериалы в выкопанную застройщиком яму.

 Я вообще считаю, что самое острое оружие общественного активиста - правильно составленная и отправлена на нужный адрес "бумага". Это боеголовка, а уличные акции и внимание прессы - ракета, с помощью которой боеголовка попадает в цель (запрос попадает на стол к начальнику, а не мелкого клерка) и поражает ее (начальник вынужден удовлетворить требования общественности).

Возвращаясь к историческим примерам, вспомним, что главным лозунгом того правозащитного движения был "Выполняйте собственные законы"
 

  • Правило 7

Высмеивание - сильнейшее оружие человека.

Противопоставить ему практически нечего.  Вспомним силу одного яйца в 2004 году, и множество фотожаб и мультиков на эту тему.  Конечно, средство неоднозначное - но если к нам не прислушаются ...

 Из того, что оружие - самое сильное, не следует, что нужно его применять при любой возможности.  Наоборот, давление должно быть контролируемым: таким, чтобы чиновник делал то, что от него требуется, но не вставал в позу обиженного ежа (задница кверху, голова промеж колен, иголки во все стороны).

  • Правило 8

Неправильно ставить вопрос "оправдывает ли цель средства".

Всегда надо ставить вопрос "оправдывает ли данная цель данное средство при данных обстоятельствах".

 А вообще -

  • Правило 9

Лучшая тактика - та, которая приносит нам удовольствие.

Некоторые не верят, что люди на Пейзажку постоянно приходят просто так.. В украинских условиях, когда политики так любят нанимать людей для пикетов.
А ответ прост - эти акции не только полезны.  Они еще и веселые.  Многие еще и спрашивают: "а когда следующий карнавал?"
Но тут главное не заиграться -

  • Правило 10

Тактика, которая тянется слишком долго, превращается в волокиту.

Чтобы драйв не исчезал, а противник чтобы не привыкал - тактику нужно менять.  Отсюда опять возвращаемся к правилу изобретательности.

  • Правило 11

Давление должно быть постоянным - с помощью различных тактик и действий следует использовать каждое событие и повод.

Одна акция, однодневная, даже самое лучшая, очень редко приводит к результату. Одна акция, одно действие - преимущественно акции сугубо пиарные, вроде акций какого-нибудь "Братства". Особым уважением эта организация не пользуется.
Давление нужно не только поддерживать -

  • Правило 12

Сила наших действий должна наращиваться.

Например.  Если не действуют всевозможные обращения - идут пикетирования. Если на них не реагируют - мы переходим к прямым действиям. К гражданскому неповиновению.  К гражданскому сопротивлению.

 И опять таки, не могу не вернуться к первому своему замечанию.  Если речь идет о бескомпромиссной борьбе с определенными политическими силами, целью которой является отставка определенного чиновника - это одно дело. Но это - цель не общественных активистов, а политиков, которые стремятся занять вакантное место со всеми пирогами и пышками, что к нему прилагаются.
Но мы - не политики, а общественные активисты и нас интересует не то, чья задница находится в высоком кресле, а делает ли владелец этой задницы то, что мы считаем нужным.

Почему? -

  • Правило 13

Противник должен начать задумываться - а не дешевле ему уступить, чем продолжать бороться с общественностью?

Но бороться с "системой", "коррупцией" и вообще - дело практически безнадежное.  Поэтому сугубо прагматически -

  • Правило 14

Выделяем противника, персонализируем его, поляризуем его.

Это значит, в частности, не "протестировать в принципе". Это означает, например - знать, кто конкретно взял взятку, кто конкретно является заказчиком, кто акционеры, кто директора ...  О чем интересно рассказать СМИ. Где они живут;)

Я скажу больше: протестуя, нужно иметь позитивную программу и всячески ее пропагандировать.  Иначе это не критика, а критиканство.  В мире существует множество ужасных и несправедливых вещей от ядерного оружия до опытов над животными включительно, против которых протестуют все кому не лень.  Но, никто не знает, чем конкретно и реалистично заменить ядерное сдерживание или подопытных крыс. Поэтому, несмотря на протесты, воз и ныне там.

Почти все это мы используем интуитивно. Но знать не помешает.
Еще несколько правил, важных в нынешних условиях.

  • Правило 15

Не становитесь ни под чье крыло.  Не позволяйте пиариться на себе.

В Украине, как только появляется спонтанное общественное движение - сразу появляются "помощники" из числа политиков, организаций-грантоедов и т.д.

 Но, не имея позитивной программы ("как есть сейчас - плохо, а как сделать хорошо мы не знаем") активисты невольно превращаются в "полезных идиотов" © В.И Ленин, которые расчищают путь вурдалакам вроде самого Владимира Ильича.  А потом, повалив чужими руками соперника (пусть он был не ангел, но все же...),  они задавят и идиотов.

Надо понимать - использовать их ресурсы - это неплохо.
Но тут вопрос - кто кого использует? Очевидно, что люди, которые зарабатывают на этом, принимают ваши проблемы не для того, чтобы помочь вам - а для того, чтобы заработать себе хороший пиар, электоральные очки или отчитаться перед грантодателями. Помогут ли они реально?  Не исчезнут, как только пройдет отчетный период / выборы / засветятся перед прессой?

И еще такое -

  • Правило 16

Сила обычных граждан - во взаимопомощи.

Объединяемся.
 Но учитывая предыдущее правило -

  • Правило 17

Объединяемся без централизации.

"Лидеров" всегда можно либо подкупить или подослать, или выбить из игры угрозами или шантажом.
А вот с коллективом сделать это ой как тяжело.
Если нас кто-то пытается объединить в одну структуру - возникает вопрос, а кто же ею руководит.
Если мы просто помогаем друг другу - пусть это время менее координированно, зато решения принимаем мы сами.  Для себя, а не для кого другого.

  Сопротивление без лидеров, это, в известной мере, недостижимый идеал. На практике, люди, в отличие от, скажем, муравьев, не могут эффективно работать без координации, стратегического планирования и тылового обеспечения.  Так что, к сожалению, без лиц, которые этим будут заниматься, т.е.  координаторов, обойтись никак нельзя.  Однако проблема существует и для её преодоления необходимо придерживаться определенных правил:

 17.1.  Центром группировки должна быть идея, которую поддерживают все, а не фигура лидера.  В определенной степени, современные политические катаклизмы в Украине состоялись именно потому, что лидеры "оранжевых" сил отступили от провозглашенных ими идей, а у широких масс пока нет решимости отстранить этих несостоятельных лидеров.


17.2. Если возникает необходимость в координации действий, лицу, которое будет это делать, делегируется минимум полномочий, необходимых для выполнения его миссии.

17.3. Деятельность координаторов должна быть прозрачной для рядовых участников, а ключевые решения должны приниматься коллегиально, по возможности консенсусом.

 Итак, итог примерно такой:

Поддерживаем давление - нагнетаем - распространяем идеи - объединяемся - Посылаем "лидеров" к чертям - в разной последовательности и в комбинациях.

 Артем Чапай, Дмитрий Александров

Ассоциация велосипедистов Киева пользуется каждой возможностью для популяризации своих идей Д.Александров 2007г

 

 

 

 

 

 

 

 

(*) - Киевская городская государственная администрация, мэрия

(**) - "Велонаезд" - http://bikefuture.blogspot.com/2008/06/blog-post_21.html
http://www.tema.in.ua/article/3439.html
http://bikefuture.blogspot.com/2008/07/blog-post.html
http://blogs.pravda.com.ua/rus/authors/yeltsov/48643f68eaa01/