Парламентские слушания "Принятие федерального закона "Правила дорожного движения в Российской Федерации"

Государственная Дума приступила к разработке закона, устанавливающего правоотношения в дорожном движении. Велообщественность должна принять активное участие в его подготовке, чтобы важнейшие интересы велосипедистов были учтены.

С.Н.Шишкарёв10 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по проекту Федерального закона "Правила дорожного движения в РФ". Вел заседание председатель Комитета ГД по транспорту С.Н. Шишкарёв. Выступили вице-спикеры Государственной Думы В.А. Язев и В.В. Жириновский, председатель Комитета ГД по безопасности В.А. Васильев, бывший начальник ГИБДД СССР, ныне сенатор В.А. Федоров, автор законопроекта депутат Г.В. Гудков, заместитель министра транспорта Н.С. Лямов, другие депутаты и официальные лица. В результате сложилось два разных мнения. Г.В.ГудковЗаместитель начальника ДОБДД МВД России В.В. Кузин считает, что нет необходимости, да и невозможно поднять ПДД до уровня ФЗ, поскольку тогда сотрудникам ГИБДД за соблюдение ФЗ придется повысить зарплату до уровня прокуроров, т.е. в разы, что обойдется государству в огромную сумму. МВД дало отрицательный отзыв на этот законопроект.

Однако, выяснилось, что эта проблема решаема. Нужен правоустанавливающий закон о дорожном движении, который охватывает все стороны общественных отношений, связанных с передвижением по дорогам. Правила дорожного движения надо превратить в утверждаемый правительством технический документ, за исполнением которого следит ГИБДД. В нем должны содержаться только технические условия, знаки, сигналы, разметка и предписания водителям и остальным участникам дорожного движения. В пользу этого предложения представитель Велотранспортного союза напомнил историю создания отечественных ПДД, созданных на основе Венской Конвенции 1968 года “Convention on Road Traffic". Адекватное название её "Конвенция о передвижении по дорогам" было тогда переведено, как Конвенция о дорожном движении. Но в содержании Венской Конвенции об основном понятии ПДД - "дорожном движении", как совокупности общественных отношений, нет ни слова. Неадекватный перевод заглавия привел к созданию запутанных ПДД, смеси двух несовместимых документов различного юридического уровня – технического и правового. Для восстановления истины необходимо отказаться от определения понятия "дорожное движение" как совокупности общественных отношений, и вернуться к исходному определению ДД – "процессы перемещения по дорогам".

В Комитет по транспорту были переданы пояснения ВТС к этому предложению:
                         О проекте ФЗ "Правила дорожного движения в РФ"
Считаем, что законодатель должен определить понятие "Дорожное право" - права и обязанности всех участников дорожного движения (ДД), их ответственность за нарушение прав и их ненадлежащее выполнение. Федеральный закон должен быть правоустанавливающим документом. Правительственный документ "Правила дорожного движения" должен стать технической сводкой правил процессов перемещения по дорогам, предназначенных для соблюдения прав участников ДД. Анализ вопроса это подтверждает.

Последствия неточного перевода

Необходимо вернуться к истории понятия "дорожное движение". Заглавие Венской Конвенции 1968 года “Convention on Road Traffic” было переведено на русский в 1968 году как "Конвенция о дорожном движении". Но более адекватный к её содержанию перевод: Конвенция о движении по дорогам. Эта неточность при переводе привела к негативным последствиям для наших ПДД. Конвенция приобрела, якобы, правоустанавливающее значение об общественных отношениях, на которое она на самом деле и не претендует. Переведя название Конвенции в 1968 году таким образом, создатели наших ПДД хотели из благих намерений поднять их обоснованность на международный уровень, и, кроме того, повысить юридический уровень ПДД, приблизив его к уровню Общесоюзного Закона. Но для этого пришлось ввести в ПДД искусственное понятие «дорожное движение», как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов.
В Федеральном Законе №196 «О безопасности дорожного движения», законодатель понимает дорожное движение как процесс перемещения по дорогам. Согласно этому ФЗ «безопасность дорожного движения – это состояние процесса перемещения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий».
Таким образом, из Венской Конвенции могут следовать только Правила передвижения по дорогам, а не правоустанавливающие документы уровня ФЗ. Поэтому обсуждаемый проект предлагается назвать Федеральный закон "Дорожное право в Российской Федерации", уточнив контуры проекта.
Считаем необходимым дополнить этот закон новыми положениями, которые пока не предусмотрены действующим законодательством РФ:

  •  Обеспечение свободы передвижения по дорогам - право граждан на беспрепятственный проезд, вытекающее из статьи 27, п.1 Конституции РФ "Право свободно передвигаться по территории РФ",
  •  Право граждан на улучшение экологического состояния дорожного пространства, использование и развитие экологически чистого транспорта,
  •  Ответственность за наиболее полное и эффективное использование дорожного пространства.

От Велотранспортного союза в Комитет по транспорту предложены также контуры Федерального закона "Дорожное право в Российской Федерации". Не забыты и интересы участников велодвижения.

Глава 1. Общие положения, основные понятия и термины.
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона.
Признавая необходимость правового регулирования взаимоотношений участников дорожного движения в целях
- обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан,
защиты их прав и законных интересов,
- содействия повышению безопасности на дорогах,
- содействия наиболее полному и эффективному использованию дорожного пространства,
- содействия улучшению экологического состояния дорожного пространства и развитию экологически чистого транспорта,
- учитывая международные соглашения, действующие в сфере дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация,
настоящий Федеральный закон (ФЗ) устанавливает общественные отношения в дорожном движении (ДД), определяет права и обязанности всех участников дорожного движения, их ответственность за нарушение прав и их ненадлежащее выполнение. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях закона и не противоречить им.

Статья 2. Предмет настоящего закона
Предметом настоящего закона является установление дорожного права.
2.1. Закон гарантирует свободу передвижения по дорогам общего пользования. Все граждане имеют законное право на беспрепятственный проезд по дорогам общего пользования.
2.2. Специальные дороги – платные дороги, автомагистрали и другие дороги, предназначенные только для автомобильного движения – должны иметь сопутствующие второстепенные дороги для беспрепятственного проезда других видов транспорта.
2.3. Закон содействует общественному использованию частных и внутренних дорог путем предоставления налоговых скидок их владельцам и хозяевам.

Статья 3. Основные понятия.
1. Дорожное движение – процессы перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
2. Дорожное право – совокупность общественно-правовых отношений, возникающих в дорожном движении.
3. Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
4. Правила дорожного движения – сводка правил процессов перемещения по дорогам, технических условий, дорожных знаков, разметки, сигналов, обозначений, предписаний водителям и участникам дорожного движения.

Статья 4. Основные термины.
1. "Автомагистраль"
2. "Автопоезд"
3. "Велосипед"
4. "Водитель"
5. "Вынужденная остановка"
6. "Главная дорога"
7. "Дорога"- ... ... Дороги имеют следующие категории:
7.1. Дороги общего пользования
7.2. Частные дороги
7.3. Внутренние дороги хозяйствующих субъектов
7.4. Специальные дороги, устанавливаемые решением Правительства РФ, в том числе платные дороги, автомагистрали, дороги особых зон.
8. "Железнодорожный переезд"
9. "Маршрутное транспортное средство"
10. "Механическое транспортное средство"
11. ...... далее по тексту законопроекта

Глава 2. Права и обязанности граждан в дорожном движении
Статья 5. Определения закона
5.1. Закон определяет, кто, в каких случаях и каким образом отвечает за обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов
5.2. Закон определяет, какие и кто на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровне обязан и имеет право принимать меры по содействию и повышению безопасности на дорогах, какова ответственность за нарушение и непринятие этих мер.
5.3. Закон определяет, кто, в каких случаях и каким образом имеет право устанавливать постоянные и временные ограничения беспрепятственного проезда, какая ответственность наступает за нарушение и ненадлежащее использование этого права.
5.4. Закон определяет, какие и кто на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровне обязан и имеет право принимать меры по улучшению экологического состояния дорожного пространства, использованию и развитию экологически чистого транспорта, какова ответственность за нарушение и непринятие этих мер.
Отдельно определяются специфические особенности действия разделов 5.1 – 5.4 закона в условиях мегаполисов и больших городов, средних городов (до 200 тысяч населения), мелких населенных пунктов и вне населенных пунктов.

Статья 6. Обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов

Статья 7. Ответственность за нарушение и непринятие этих мер по содействию и повышению безопасности на дорогах

Статья 8. Обеспечение свободы передвижения по дорогам, право беспрепятственного проезда, ответственность за нарушение и ненадлежащее использование этого права.

Статья 9. Право на улучшение экологического состояния дорожного пространства, использование и развитие экологически чистого транспорта, ответственность за нарушение и непринятие этих мер.

Статья 10. Правоотношения в автомобильном дорожном движении

Статья 11. Правоотношения в велосипедном дорожном движении
(Выделив в отдельный раздел велосипедное дорожное движение, законодатель подчеркивает свою политическую волю на развитие экологически чистого массового транспорта, способствующего сохранению здоровья граждан).

Как сообщил председатель Комитета Шишкарёв, будет создана рабочая группа по доработке законопроекта. Велотранспортный союз готов принять участие в этой работе, чтобы законодательно защитить интересы участников велодвижения.

 

Комментарии

В качестве приложения -

В качестве приложения - письмо Комитета Госдумы по транспорту

Ответ С.Н.Шишкарева президенту Велотранспортного союза И.П.Налимову