Опыт Копенгагена: велосипеды привлекательнее автомобилей

Станция  велопроката в КопенгагенеСтанция велопроката в Копенгагене

Копенгаген считается образцово-показательным городом во всем, что касается экологичного транспорта. Во многом благодаря тому, что среди его жителей немало тех, кто предпочитает ездить на работу и по делам на велосипедах.

 Почти на всех улицах Копенгагена есть велосипедные дорожки, светофоры переключаются в такте, приспособленном для велосипедистов. Городские власти намерены и далее поддерживать "велосипедизацию" копенгагенцев, ведь пробки и загазованность воздуха говорят не в пользу автомобилей. Опыт датчан вызывает большой интерес и далеко за пределами этой скандинавской страны.

Счетчик велосипедистов

7451, 7455, 7460 - число на электронном табло быстро растет. Этот броский счетчик установлен при переезде из центра Копенгагена в район Нерребро. Считают тут велосипедистов, проехавших мимо за сутки. Когда в датской столице время приближается к часу пик, на улице появляется все больше людей, спешащих домой и при этом крутящих педали.

Когда на светофоре красный, перед ним собирается сразу по 15-20 велосипедистов. Среди них и Сара Педерсен. 30-летняя архитектор на работу ездит на велосипеде и каждый день преодолевает на нем по 16 километров.

"На велосипеде - быстрее"

CPH -  означает КопенгагенCPH - означает Копенгаген 

В Копенгагене есть давняя традиция - ездить на работу на велосипеде, - рассказывает Сара. - Кроме того, хорошо проехаться по свежему воздуху, особенно если вы вынуждены сидеть целыми днями в офисе". По словам жительницы датской столицы, почти все ее знакомые добираются до работы так же, как и она, лишь у немногих из них есть автомобиль. "Оно и понятно, ведь на велосипеде по Копенгагену передвигаешься гораздо быстрее" - добавляет Сара.

Таким вот образом на работу или учебу ездят 150 000 копенгагенцев. Это 37 процентов населения датской столицы. Каждый день они проезжают в общей сложности более миллиона километров. Неудивительно, что Копенгаген завоевал себе репутацию одного из наиболее передовых велогородов мира. Недавно именно здесь прошла международная конференция Velo City 2010, на которую съехались представители городских властей, лоббисты велопроизводителей и журналисты из 59 стран.

Пример для подражания

Все больше  датчан предпочитают автомобилю велосипедВсе больше датчан предпочитают автомобилю велосипед

Немало было участников форума, приехавших издалека, например, Сандееп Аорора - владелец предприятия велорикшей из Дели. 28-летняя журналистка Сун-А Кан из Южной Кореи прибыла в Копенгаген для того, чтобы рассказать на родине, каким экологичным при желании мог бы стать Сеул

"Что касается велокультуры, то в Корее она еще практически в зачаточном состоянии, - отмечает молодая журналистка. - Города нашей страны для езды на велосипеде не приспособлены. Прокладка велодорожек только началась".

По словам Сун-А Кан, городские власти лишь недавно решили агитировать за использование велосипеда как транспортного средства. Пока особых успехов на этом поприще им добиться не удалось. "Так что Копенгаген для нас - пример для подражания, здесь мы могли бы многому научиться", - подытоживает Сун-А Кан.

"Зеленая волна"

В "велосипедной Мекке" - Копенгагене для любителей байков созданы, можно сказать, все условия. Почти все улицы в центре и соседних с ним районах оснащены велодорожками по обеим сторонам. Переключение светофоров приспособлено под среднюю скорость велосипедистов и создает для них "зеленую волну".

Асмус  Кйелдгаард по дороге на конференцию Velo-CityАсмус Кйелдгаард по дороге на конференцию Velo-City

Район Нерребро превращен в полигон для велоэкспериментов. По его центральной улице запрещено ездить на автомобиле, проезд разрешен исключительно для автобусов и такси. Все это, конечно, обходится городской казне недешево, но Асмус Кйелдгаард, который отвечает в магистрате за экологию, уверен: все эти затраты окупятся с лихвой.

"Мы вкладываем в развитие велодвижения в городе немалые средства, составляющие ежегодно десятки миллионов евро, - признается представитель городских властей. - Но в конечном счете эти затраты себя оправдывают. Мы вычислили, что в прямом финансовом выигрыше от этих нововведений оказывается наше здравоохранение".

Согласно подсчетам, каждый проезженный на велосипеде километр в пересчете на одного человека экономит государству 16 центов, и, напротив, каждый километр, преодоленный на автомобиле, обходится в 9 центов. "Велосипеды для нас выгоднее, ведь таким образом мы экономим средства для вложений в другие сферы городского хозяйства", - подчеркивает Кйелдгаард.

Налоги против автомобилей

Но не стоит забывать, что многие датчане выбирают велосипед вовсе не по своей воле. Дело в том, что Дания - это не только "зеленая жемчужина Скандинавии" и "страна замков", но и государство с крайне жестким налогообложением. Сказывается это не в последнюю очередь и на автомобилистах. Ведь в копеечку обходится не только содержание авто, но и его приобретение.

Так, например, Volkswagen Golf в Датском королевстве стоит примерно столько же, сколько Mercedes E-Klasse в Германии. А потому уже чисто из финансовых соображений многие датчане предпочитают машине велосипед.

"Практичнее, дешевле, полезнее"

Хотя сейчас, даже если налоги резко понизятся (что маловероятно), многие жители датской столицы вряд ли вновь сядут за баранку.

"Конечно, для поездок в выходные или во время отпуска машина могла бы пригодиться, - признает Сара Педерсен, но добавляет. - Однако все равно я откажусь от приобретения автомобиля и предпочту крутить педали, ведь это и практичнее, и дешевле, и полезнее".

Deutsche Welle 02/07/2010