Изобретая для велосипеда

У московских велосипедистов появилась карта безопасных маршрутов

Ирина Огилько

"Российская газета" - Неделя №5240 (161) от 22 июля 2010 г.

 Фото: Колыбалов Аркадий
Фото: Колыбалов Аркадий

Пока московские власти не спешат оборудовать велодорожки на городских автотрассах, велосипедисты сами разработали схему маршрутов, по которым можно быстро проехать по Москве без риска для жизни и не сходя с двухколесной машины.

Этим летом на улицах Москвы стало заметно больше велосипедистов. Кое-кто даже на работу решается ездить на двухколесном транспорте, что, нередко, бывает быстрее, чем на машине по "пробкам".

Не дальше парка

Активно пропагандировать велосипед как транспортное средство начал мэр столицы Юрий Лужков. На заседании городского правительства он как-то в сердцах заявил, что от автомобильных пробок Москву может избавить тотальная замена четырехколесного транспорта двухколесным. Но тогда в городе существовала только одна велотрасса 2,5 километра длиной, да и то по Лужнецкой набережной, по которой мало ездят на работу. А по обычным городским магистралям ехать страшно - сшибут.

За этот год велодорожек прибавилось, но исключительно в окрестностях парков: в природном заказнике "Воробьевы горы", в Кузьминском лесопарке, в "Тропарево" и "Кусково". Летом к ним добавились новые маршруты. В их числе 15 километров по территории парка "Измайлово", еще 4,2 - в ландшафтном заповеднике "Теплый стан", 5,5 - в Тушинском парке и по 3 километра в "Покровском-Стрешнево" и в Химкинском лесопарке. В разработке еще два парка - "Царицыно" и Бирюлевский парк. Так что существующая сеть велодорог удлинится в 3 раза, но на ситуацию на автотрассах при этом вряд ли повлияет. Ведь любители велоспорта, как правило, до своих треков добираются на автомобилях. А вот если бы сразу на велосипеде...

Сквозь Москву нон-стоп

Однажды несколько московских художников, и в их числе Антон Польский по прозвищу Мейк, один из "отцов-основателей" российского граффити, катались по городу на велосипедах, рассматривая попадающиеся по дороге архитектурные и природные памятники.

- Идея возникла спонтанно, - говорит Антон. - Мы вдруг поняли, что можно проложить для городских велосипедистов особые маршруты. С тем, чтобы по ним можно было бы, во-первых, проехать по Москве с максимальной безопасностью и не сходя при этом с велосипеда, объезжая опасные, сложные, почти постоянно забитые транспортом участки, а по пути - знакомиться с городскими достопримечательностями, например, с домом-музеем скульптора Вучетича, Винзаводом, ДК имени Зуева, модным сейчас дизайн-заводом "Флакон" и другими.

Художники взяли карту, прикинули на ней удобные маршруты, по которым можно проехать с востока города, от станции метро "Измайловская" на запад к парку "Фили", на север в сторону Волоколамского и Ленинградского шоссе, на северо-восток - к Дмитровскому шоссе и нанесли на нее все встречающиеся на этих путях галереи, музеи, памятники истории и культуры.

Глядя на эту карту (см. схему), становится понятным, например, что по маршруту N 3 можно выехать на Дмитровское шоссе, минуя пробки на Бутырской, попутно осмотреть и памятник архитектуры "Гараж" работы Константина Мельникова. Еще один плюс маршрута - безопасность, ведь Астрадамская улица, и Продольная аллеи значительно тише в плане движения, чем начало Дмитровки и Бутырская. А вот маршрут N 4, чтобы, скажем, миновать Тверскую от площади Маяковского до Московского Кремля, предлагает ехать по менее загруженным Леонтьевскому, Елисеевскому, Газетному переулкам и Большой Никитской улице. Это сэкономит порядка 20-30 минут, да и меньше придется дышать выхлопными газами на круглосуточно оживленной Тверской.

Несмотря на продуманность проложенных маршрутов, велосипедисту все равно надо быть осторожным, особенно на скоростных участках. Поэтому Антон советует, двигаясь по трассе, не уходить с правой полосы и не упускать из внимания подростков на скутерах и мотоциклистов, которые имеют привычку ездить, как им заблагорассудится.

Сделайте нам удобно!

Согласно недавнему исследованию, проведенному порталом Superjob, 43 процента москвичей уже готовы пересесть с четырех колес на два. Правда, при условии, что город их обеспечит специально выделенными велосипедными дорожками. Большинство поддержавших идею - мужчины. Интересно, что с наибольшей готовностью согласились пересесть на велосипед люди в возрасте 45 - 55 лет. Еще 23 процента ответили, что хоть у них и нет пока велосипеда, но если будут условия для поездок по городу, они его приобретут.

Официально проектированием велодорожек в городе занимается Москомархитектура. При этом, по словам начальника управления инженерно-транспортной инфраструктуры МКА Светланы Чувериной, сделать новые дорожки на уже имеющихся магистралях вряд ли получится. Для этого потребуются отдельные средства, много времени уйдет на согласование проекта. Менее хлопотно обустраивать дорожки в парках, чем город и занимается. С Чувериной согласен и директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. И хоть в недавно принятом Генплане развития города до 2025 года запланировано развитие велодорожек в Москве, отвоевать место на обычной автодороге велосипеду не удастся. "Если в ближайшие 15-20 лет он хотя бы на 3-5 процентов потеснит на дороге автомобили, это будет уже много", - говорит Ткаченко.

Такого же мнения придерживаются и в столичном ГИБДД: велосипед должен развиваться как вид спорта или отдыха, но не становиться транспортным средством. Хотя пару лет назад глава Министерства внутренних дел Рашид Нургалиев высказал прямо противоположное мнение: "В Европе почти половина участников дорожного движения - это велосипедисты. Так лучше и для экологии, и для человека. Вот и нам нужно развивать соответствующую дорожную сеть". И добавил, что если велосипеды станут участниками движения, то их придется ставить на учет с получением личных номеров, как для автомобилей. Это предложение тогда вызвало бурные споры. Сегодня ставят велосипеды на учет только в Зимбабве и Китае, да и то, чтобы обезопасить владельцев от воров. Но при этом в той же Польше, велосипедистов обязывают изучать Правила дорожного движения и получать права.

Вот это было бы и вправду полезно внедрить у нас, впрочем, по словам Мейка, ПДД они с ребятами давно знают назубок.

Справка "РГ"

Прокат велосипедов в парках Москвы

"Сокольники"

Метро "Сокольники", 3-й Лучевой просек, Физкультурно-оздоровительный комплекс. Работает ежедневно с 11.00 до 22.00,выдача прекращается в 21.00.

Цена: взрослые - 200 руб. в час, подростковые - 150 руб. в час, детские - 100 руб. в час.

Залог: документ + 500 руб.

Особенности: в ненастную погоду прокат не работает.

"Воробьевы горы"

Метро "Воробьевы горы", "Университет", на набережной у фуникулера.Работает в будни с 15.00 до 23.00, в выходные - с 11.00 до 23.00, выдача прекращается за час до закрытия.

Цена: 250 руб. в час .

Залог: документ.

Особенности: есть парковка, а в глубине парка находится велодром, где можно покататься на горном велосипеде и попрыгать с трамплинов.

ВВЦ

Метро "ВДНХ", ул. Проспект Мира, домовладение 119, "ГАО ВВЦ", между 9-м и 10-м павильонами. Работает ежедневно с 10.00 до 21.00, выдача в прокат - до 20.00.

Цена: 150 руб. в час. Выгоднее всего брать в аренду в будни и на несколько часов.

Залог: документ, удостоверяющий личность, 3500 рублей или телефон стоимостью от 4000 рублей.

Особенности: на ВВЦ есть несколько точек проката спортинвентаря. Первая находится слева при входе в главные ворота. Вторая - перед павильоном N 9, а третья - по правой стороне Главной аллеи за фонтаном "Каменный цветок".

Измайловский парк

Метро "Измайловская", "Партизанская".Работает ежедневно с 10.00 до 21.00.

Цена: 150 руб. за полчаса.

Залог: 3500 руб. за взрослый и 1500 руб. за детский велосипед.

Особенности: есть велосипеды с сиденьем на багажнике для маленького ребенка. В Измайловском парке работают 2 пункта проката: за аттракционами со стороны Измайловского проспекта и на территории центральной части ПКиО.

Кстати

В Москве планируется создать первый в мире велополитен - сеть крытых подогреваемых велосипедных трасс. Идея была разработана НИИ АрхиКАД по заказу правительства Москвы. Предполагается, что линии велополитена пройдут над основными автомобильными магистралями, ширина проезжей части составит 1,2 метра в одну сторону. Для системы будут установлены специальные знаки и световые сигналы, развязки, которые велосипедисты (если они пользуются маршрутом) должны изучить и сдать по ним экзамен. Велосипед следует оборудовать световыми указателями поворота и передним и задним проблесковыми габаритными огнями и стоп-сигналами. По расчетам, услугами велополитена могли бы воспользоваться от 200 тысяч до 1,5 миллиона москвичей.

Посмотреть карту велодорог можно на сайте

Справочная Москомспорта: (495) 788-1111.

Узнать о велодорожках в парках можно на сайте департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы: www.moseco.ru или по телефону "горячей линии":

(495) 605-85-62.

КАК БЕЗОПАСНО ПРОЕХАТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО МОСКВЕ

Комментарии

Ирина Огилько,корреспондент

Ирина Огилько,корреспондент Российской Газеты в статье от 22 июля (www.rg.ru),к сожалению, не заметила провокационного характера предложения блоггера Мейк. Совершенно нет ни малейшего основания, вредно и опасно рекомендовать эти 5 веломаршрутов как безопасные! Тем не менее в статье в РГ есть ценная информация: мнение директора НИиПИ Генплана Ткаченко о перспективах строительства велодорожек,проект НИИ Архи КАД по велополитену,информация о велопрокате в парках.