Больше велосипедистов? - это то, что нужно Москве в последнюю очередь.

Да, я не ошибаюсь. Именно так.

Давно собирался записать свои размышления на эту тему.  Но не поднималась рука на "святое".

Началось это на датской выставке «Мечты на колесах» Dreams on Wheels, проходившей в московском ЦДХ в мае 2009 года.

Один из трех докладчиков, журналист, режиссер и блоггер Михаэль Корвиль-Андерсэн, подробно остановился на этом: Пятьсот тысяч человек в Копенгагене ежедневно пользуются велосипедом. Это не велосипедисты. Это - люди (бизнесмены, домохозяйки, дети), которые воспользовались велосипедом по той или иной причине... Отношения копенгагенцев к велосипедам примерно такое же, как к пылесосам: "Я что, должен себя называть пылесосщиком оттого, что у меня пылесос дома есть? Я пользуюсь им, знаю какие кнопки надо нажимать, как чистить квартиру. И делаю это регулярно, правда жена считает, что это надо делать почаще. Но это же абсолютно меня не ассоциирует с этим предметом, не определяет меня по жизни каким-то отдельным "пользователем пылесоса" .

Вы можете, чтобы погрузиться в  тему, посмотреть фрагмент лекции с той самой выставки.

 


 

Не знаю как раньше, а в настоящее время слово "велосипедист" у  людей, с которыми я общаюсь, часто ассоциируется с каким-то психическим отклонением или разновидностью фанатиков. Половина заголовков  велостатей намекают на насилие, совершаемое руководством страны или города, предупреждают о грозящей сверху опасности. В этом может проявляться  личный страх и нежелание авторов оказаться  не в комфортном кресле автомобиля, а на одной велодорожке с гастарбайтерами в ближайшем будущем.  Вот, например, типовые заголовки (зачеркнутые слова - то, что подразумевается):

Караул! Жителей Москвы пересадят на велосипеды -  - "Свободная пресса" - 3 сентября 2010 года

Караул! Москвичей пересадят на велосипеды - "Известия.ру" 31 марта 2004 года

Кошмар! Лужков пересадит москвичей на велосипеды - "Российский бизнес" 18 марта 2008  

Пишу эту заметку и вижу, что за свежим примером далеко ходить не надо. Смотрим "Липецкое время":

Заголовок - "Липчанам предлагают пересесть на велосипед". Однако в статье на самом деле сообщается о том, что наоборот, липчане требуют создания условий для велодвижения. Но, чтобы это понять, надо внимательно вчитаться в содержание. Отрицательный заряд заголовка  подкреплен изображением несущегося на огромной скорости спортсмена-велосипедиста. Видно, что он на пределе физических сил. На голове его шлем. Подсознательно внушается мысль, что использование велосипеда гражданами - тяжелое и опасное занятие.

И действительно, надо иметь какую-то нездоровую целеустремленность, чтобы в сложившихся кошмарных условиях Москвы и мощной антивелосипедной пропаганде пользоваться велосипедом в качестве транспорта.  

Только после посещения скандинавских стран, где велосипедом пользуются в тех случаях, когда это удобно и комфортно (а таких случаев при желании можно найти очень много), люди начинают что-то понимать.

Если бы не распространяемый нашими маньяками-велосипедистами сознательно/бессознательно отрицательный имидж, то и домохозяйки ездили бы по магазинам на велосипедах с корзинками, и четверть, а может и треть людей добиралась бы на работу на городских комфортных велосипедах.

На машине я езжу несколько раз в месяц, зато каждый день езжу на работу на велосипеде. При этом не использую какую-то специальную одежду или снаряжение. Только когда идет дождь или его обещают, я одеваю или везу с собой легкий непромокаемый комплект из  куртки и штанов размера XL. Три с половиной километра туда и три с половиной обратно. Пешком - больше часа ходьбы, на машине - лотерея в диапазоне от 10 минут до 3-4 часов. На велосипеде - два раза по 10-15 минут. Никакого напряжения, преодоления опасностей, полная независимость (в сравнении с автомобилем). Чудесно и замечательно!

Я думаю, почему я не купил велосипед раньше, почему только несколько лет назад, после возвращения из Голландии?  Теперь я знаю ответ. Потому, что раньше я видел только московских велосипедистов. В большинстве случаев, посмотрев на них, представить себя на велосипеде невозможно.

Московский велосипедист