Путешествие в ВЕЛОЕВРОПУ, часть 1 - Польша

«Когда я вижу взрослого на велосипеде,
я спокоен за будущее человечества».
Герберт Уэллс, великий британский писатель-фантаст.

Я совершил автобусный тур по Польше, Германии, Голландии, Бельгии и Франции и хотел бы поделиться своими веловпечатлениями и не только ими.
До Бреста мы доехали на поезде, а далее на автобусе до границы с Польшей. Таможню проходили ночью.
 

ВЕЛОПОЛЬША.

Поразил не огромный ультрасовременный пропускной пункт польской таможни. Поразили польские таможенники. Вместо мрачных, озлобленно-подозрительных взглядов белорусских таможенников - добродушная улыбка польского офицера, который выборочно досмотрел багаж, шуткой ответив на шутку туриста о том, что весь чемодан набит наркотиками и самые сильные из них расположены наверху для удобства таможенников. Я могу только представить реакцию наших чиновников, которым неведомо чувство юмора.
И, конечно же, первым транспортным средством, которое я увидел на польской территории, был… велосипед - какая-то пенсионерка ехала по своим делам.
Дороги в Польше, в основном, узкие, но с хорошим асфальтовым покрытием, яркой разметкой и широкими обочинами, что позволяет использовать велосипед и в междугороднем сообщении.

велодорожка в Польше

Широкая обочина дороги используется велосипедистами, следующими между городами.
 

Стандартная велопарковка во Вроцлаве

Стандартная велопарковка во Вроцлаве.                 
 

 В населенных пунктах везде маркированные велодорожки или тротуары с раздельным вело - и пешеходным движением и велознаками. В небольших городках люди перемещаются, в основном, на велосипеде. Очень много велопенсионеров, особенно, женщин. Было воскресенье, и велостоянки у костелов были заполнены.
Ограничение скорости вне населенных пунктов -70 км.ч., но движемся быстро, поскольку нет никаких пробок. Никто и не пытается нарушить скоростной режим, т.к. трасса на всем протяжении «простреливается» радарами и камерами слежения, а штрафы очень высокие.
Очень много не только лесов, но и лесопосадок. Такое впечатление, что всю Польшу собираются превратить в один большой заповедник. Часто встречаются знаки «Дикие животные», а автобус постоянно пытаются перегнать косули.
Повсюду строятся новые и расширяются старые дороги и параллельно обустраивается велоинфраструктура: велознаки, маркированные велополосы, велотротуары, велодорожки и велодороги
(шириной не более 3м), идущие вдоль основной трассы.

Дорога местного значения, идущая вдоль трассы.

Велопешеходная дорожка в небольшом населенном пункте.

 Пока эта велосеть носит еще фрагментарный характер (велодорожка вдруг начинается или вдруг заканчивается), но судя по размаху строительства - это вопрос 3-5 лет. Многие дорожные знаки запитаны от солнечных панелей, а на полях, то тут, то там стоят 20 -30–метровые электроветряки. А ведь, по словам водителей нашего автобуса и нашего замечательного сопровождающего Юли, еще 5-6 лет назад ничего этого не было, а были лишь разбитые «советские» дороги-направления.
Евросоюз, наряду с польским правительством и местными властями, выделяет огромные деньги на развитие дорожной инфраструктуры (и почему-то их не разворовывают), ведь Польша - транзитный перекресток Европы.

Придорожный комплекс: отель, заправка, кафе, магазины.велопарковка. Такие комплексы в Польше везде.
 

Велопешеходная дорожка двустороннего движения.

 Причем, затраты эти быстро окупаются, т.к. хорошие дороги стимулируют развитие торговли, а торговля- развитие промышленности и сельского хозяйства с соответствующим ростом доходов населения и наполнением бюджетов всех уровней.
Поэтому в Польше очень низкая безработица, всюду сельскохозяйственные, строительные, производственные комплексы и рынки японской строительной, промышленной и агротехники (значит, есть спрос), а магазины (по-польски »склепы») забиты недорогой польской (а не только китайской) продукцией. Например, 2л натурального сока черной смородины – 3.7 злотых (37 р.), 1 кг картошки -1.5 злотых(15 р.)
Велоинфраструктура в Польше двухуровневая: обочины дорог и велополосы-для любителей быстрой езды, для остальных - вынесенные с проезжей части велодорожки, поэтому «быстрые» и «медленные» велосипедисты не мешают друг другу.

ВЕЛОВАРШАВА.

Послевоенная Варшава - некрасивый город: безликие коробки многоэтажек, унылые спальные районы. Но центр Варшавы - Старо Място- просто великолепен. Особенно красива парковая архитектура: летние дворцы польских королей, прекрасные скульптуры, фонтаны и амфитеатры в античном стиле, цветники и деревья, которым почти 500 лет. В одном из прудов живут гигантские разноцветные японские карпы. Они подплывают к туристам и открывают рот: хлеб не берут, едят только пирожные. Каждый вечер оркестр играет Шопена.

Старый город-Старо Място.

Для подъема на этот мост можно воспользоваться велоэскалатором

 Фашисты уничтожили всю старую Варшаву и ее реконструировали заново, порой, буквально по кирпичику. На это ушло почти 60 лет.

 

Восстановленное Старо Място.

  Вообще, когда узнаешь и увидишь, что гитлеровцы сделали с Польшей, волосы встают дыбом, но потом, когда узнаешь и увидишь, что союзники сделали с Дрезденом, волосы так и продолжают стоять от ужаса.

Специальные «карманы» для парковки автомобилей вне проезжей части.

Вело - и пешеходная дорожки в Варшаве.

Все до одной (!) улицы Варшавы имеют велодорожки и (ИЛИ) велополосы. Машины на улицах не паркуются, для этого имеются специальные «парковочные карманы» и это очень удобно для велосипедистов, ездящих по проезжей части дороги.
Перед всеми светофорами устроены велоплощадки на всю ширину проезжей части, поэтому велосипедисты перед светофорами стоят первыми: их всем видно и они все видят и могут совершать как правый, так и левый поворот.
Наземный общественный транспорт движется с высокой скоростью по выделенным полосам, по ним же разрешено ездить велосипедистам. При этом городские власти ни злотого не потратили на реконструкцию и расширение проезжей части, просто оставили всего лишь одну полосу для личного автотранспорта, а в исторический центр города въезд ему, вообще, запрещен. На мой вопрос польскому гиду о реакции местных водителей был дан короткий ответ: «Смирились».
И действительно, как поступить с самым опасным для жизни и здоровья человека, с самым разрушительным для природы транспортом? Ответ гражданского общества (а в Польше, пока мы все хихикали над их национализмом и близорукой политикой, оно уже сформировалось) простой: максимально ограничить использование личного автотранспорта, особенно в большом городе, где воздуха и зелени мало, а людей много.
Кстати, о жизненном пространстве. Плотность населения в Варшаве в 6 раз (!) меньше, чем в Москве, а 30 % площади польской столицы занимают парки. Но это и понятно, ведь Польша – большая страна, а Россия – маленькая.
 

Один из многочисленных парков Варшавы.

Велопешеходная зона в парке.

 По всей Польше устроены велопарковки и делается все, чтобы люди пересели на велосипед.
За один день я увидел больше велосипедистов, чем за 2 года езды на велосипеде в Москве и области.

Старый город закрыт для автотранспорта, это – велопешеходная зона.

 Дальше - Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция