Спорт молодежи - закону вопреки

В предверии весеннего велосипедного сезона хочется вновь затронуть проблему этого важного и, несмотря ни на что, бурно развивающегося вида спорта. Всем известно, что в велоспорте существует множество направлений со своей неповторимой спецификой и совершенно разными требованиями. В Москве насчитываются сотни и тысячи приверженцев такого активного отдыха, от родителей с детьми, выезжающими по выходным на прогулку в ближайший парк,так и искушенных профессионалов, готовых крутить педали целыми днями и тратящих внушительные суммы на улучшение оборудования. Не затрагивая шоссейных велосипедистов (которым конечно тоже не хватает специализированных трасс, но у которых есть возможность ездить по малозагруженным автодорогам), хотелось бы осветить проблемы таких дисциплин, как Даунхилл, Дерт-джампинг и некоторых других. Тем, кто занимается такого вида велоспортом, просто невозможно тренироваться вне лесных/парковых территорий, да и кататься после работы и учебы вдоль загруженных автодорог - тоже не самое приятное занятие.

Небольшое отступление, чтобы дать неискушенным читателям возможность лучше понять смысл такого вида отдыха и разобраться в замысловатых названиях:

Велосипед, мини даунхилл

Даунхилл (от англ. Down Hill, дословно «вниз с горы».) – дисциплина экстремального велоспорта, подразумевающая техничный и сложный спуск по минимально подготовленным горным склонам. Камни, бревна, пеньки, небольшие обрывы и самые различные препятствия – все это не пугает подготовленных велосипедистов на специальных байках. Как правило Даунхилльный велосипед-это мощная рама, широкие крепкие обода и зубастая резина, задняя и передняя подвеска,сглаживающая удары и неровности трассы. Ну и конечно,максимальная защита велосипедиста: шлем, наколенники, «латы» из крепкого пластика, закрывающий позвоночник «панцирь»… Даунхилльные трассы строятся в основном в районах с гористой местностью, не требуют возведения больших конструкций. Часто работы сводятся к расчистке трассы, выравниванию поверхности при слишком большой сложности или созданию искуственных неровностей и препятствий на чересчур ровных участках. В нашей стране, где горы в основном сосредоточенны на юге (не говорю о восточной части России, где велоспорт пока развивается слабее), вблизи городов-курортов Сочи, Туапсе, Анапа… Но ехать туда,на специализированные трассы, могут и хотят не все. Учитывая политику перевозчиков относительно путешествий с крупным грузом (а велосипед является таковым) – это дорого и сложно.

Велосипед, дерт

Дерт-джампинг (англ. Dirt-Jumping,прыжки на трамплинах.) – В отличие от Даунхилла, дисциплина менее затратная и в плане подготовки техники, и по части требований к трассам. Не нужны длинные горные склоны, собственно и горы-то тоже не нужны. Достаточно грунтовой площадки, побольше свободного места и желания строить и кататься. Дерт-джампинг – это зрелищные полеты и красивые трюки на различного вида и высоты трамлинах. Велосипеды используются легкие и аскетичные: простая, но крепкая рама, передняя амортизаторная вилка (а иногда и полное отсутствие подвески), средней ширины и зубастости колеса… И никаких лишних деталей.
Может быть, между этими и родственными им дисциплинами и немного общих черт, но у них хватает общих проблем. Многие, кто занимается ими в Москве, не имеют либо финансовой, либо физической возможности выезжать на специализированные трассы, которых отчаянно мало. Полноценные Мини-даунхилльные спуски расположены в лучшем случае в Подмосковье, для регулярных тренировок ездить туда неоправданно дорого, да и времени отнимает порядочно.
Дертовые трассы есть и в Москве, в основном в парках и заказниках. С ними, на законных правах борется администрация этих самых территорий. Но оставим на время законодательную сторону вопроса. Попробуем войти в положение велосипедистов: они хотят заниматься спортом. Те, кто строит своими силами трассы и трамплины, в подавляющем большинстве люди адекватные, не пьющие, ведут себя порядочно и никому не мешают. Они всего лишь хотят получить возможность спокойно тренироваться, обмениваться опытом, совершенствовать и оттачивать технику катания. Они прикладывают много труда и к стройке, и к обеспечению безопасности во время проведения соревнований. И в один прекрасные день они приезжают на трассу… а ее нет! Ее снесли по указанию администрации парка. То, что строилось и совершенствовалось не один месяц, то,что охраняли от вандализма и превращения в места сбора пьяниц и БОМЖей – за несколько часов обращено в руины тяжелой техникой.

велосипед, дерт-джампинг

И молодым ( и не очень) людям становится просто некуда идти. Хорошо, если ближайшие трассы – в соседних парках – еще остались. А когда в массовом порядке сносится ВСЕ, ехать и идти некуда! В подмосковье не махнешь после учебы, работы; туда не соберешься «по погоде»… Официальная же экстремальная велотрасса в Москве ОДНА: на юге, принадлежащая спорткомплексу и магазину «КАНТ». Велосипедисты возвращаются в «свой» парк – а их оттуда поганой метлой. «НЕЛЬЗЯ!» - ответ на все просьбы и попытки вновь отстроить разрушенное. «Нельзя» здесь? покажите где «можно»… А в ответ опять «НЕЛЬЗЯ!» и рабочие с лопатами и бензопилами.
Вот и получается, что всяческая поддержка молодежи в области спорта работает,мягко говоря,однобоко. Да, у нас спонсируют фигурное катание и хоккей, футбол и шахматы. А вот про такое массовое и всеобъемлющее явление,как велоспорт – забыли? Построить велотрассу или выкупить землю под ее строительство в разы дешевле и проще,чем выстроить, к примеру, новый ледовый дворец. Но из правительства звучат очередные рапорты о «государственной поддержке спорта» ,а люди с велосипедами остаются без возможности заниматься любимым спортом… Кто-то отчаивается и приходит в тот же парк уже без велосипеда. С пивом.
Остальные будут продолжать строить, кататься, заниматься спортом. Как ни парадоксально, вопреки закону. А что им остается?

 

Велосипед, дерт-джампинг

Дмитрий Лебедик, 19.03.2011