Велосипед вывезет

Власти Москвы предложили новый способ борьбы с пробками — горожане должны пересесть на велосипеды. Двухколесный транспорт экономит еще и деньги людей и государства — по 5 руб. на каждом пройденном километре, пишут они...

В распоряжении «Ведомостей» оказался подготовленный столичными чиновниками проект госпрограммы Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 гг. Документ разработан на базе транспортной программы всего Московского региона до 2020 г., говорит один из консультантов мэрии.

Обе программы обещают развитие метрополитена, наземного пассажирского, железнодорожного и водного транспорта, улично-дорожной сети, транспортно-пересадочных узлов, гаражей и парковок, создание интеллектуальной транспортной системы и т. д. Но в московской стратегии есть новые разделы: велосипедный транспорт, монорельс и пешеходная доступность городской инфраструктуры.

Документ ориентирован на метро и наземный транспорт: планируется построить 82,5 км линий метрополитена, 53,56 км магистралей, реконструировать 33,12 км дорог. В результате доля пассажирских перевозок должна увеличиться до 80%, а средняя скорость движения — на 29% до 40 км/ч.

Стоимость программы — 2,78 трлн руб. (общей программы региона до 2020 г. — 7,1 трлн): 1,27 трлн — из бюджета Москвы, 148 млрд — из федерального, 746 млрд — внебюджетные источники, еще 614,5 млрд предстоит найти, признают разработчики.

Чиновники надеются привлечь частных инвесторов в основном к строительству парковок: они дадут 561 млрд руб. из требуемых 633 млрд, город выделит земельные участки и подготовит их. Сотрудник мэрии обещает компаниям помощь в получении кредитов.

Авторы программы делают ставку и на велосипед. «Он движется по городу со средней скоростью 17 км/ч и объезжает любые пробки, а средняя скорость автомобиля составляет 25 км и в часы пик не превышает 13 км/ч», — рекламируют они преимущества велосипеда. Автомобилисту километр проезда обходится в среднем в 5 руб., еще столько же — расходы государства, например, на инфраструктуру, подсчитали авторы программы, так что передвижение на велосипеде экономит деньги граждан и города. Они предлагают до 2016 г. оборудовать не менее 150 км велодорожек и велополос, построить 10 000 велопарковочных мест.

Раньше московские власти предпочитали тратить бюджетные деньги, никто не поднимал тему частных инвестиций, говорит партнер Strategy Partners Александр Ованесов. Но их можно привлечь, продолжает он: правительство города должно определить направления частных инвестиций и установить понятные правила. Права инвесторов должны быть законодательно защищены — в 33 регионах есть законы о государственно-частном партнерстве, в Москве нет, замечает Ованесов. А вот для велосипедного движения Москва пока не приспособлена, особенно из-за экологической ситуации, заключает он.

Ведомости 06.04.2011

  Слушать на "Эхо Москвы"