Решетка на дороге или дождеприемник ливнесточного колодца.
Каждый велосипедист, выезжавший с тротуара на проезжую часть в городе, знает - почему я пишу эту заметку. Я поставил перед собой задачу разобраться, как раньше разбирался с бордюрами (ссылку приложу позже), - как правильно должна лежать решетка? Вдоль или поперек?
На фотографиях показаны два типа решеток .
Фото 1 - решетка с поперечным расположением прорезей (поперечным движению и оси дороги) .
Совершенно понятно, что подъезжая к решетке с продольным положением прорезей, здравомыслящий велосипедист чувствует дискомфорт. Ведь надо быстро соизмерить толщину своего колеса и ширину прорезей. Надо проложить траекторию движения колеса мимо каких -то дополнительных дефектов решетки. На той, что снизу, обратите внимание на левый верхний угол - там что-то отломано и отверстие значительно шире остальных. Если будет принято решение объехать решетку, надо не забыть о транспорте, который обгоняет вас сзади.
Кто-то может сказать, что в этом ничего сложного нет. А кто-то может вспомнить знакомого, который пострадал на такой решетке. Многие, у которых колеса заведомо шире таких щелей и у них нет шанса в них провалиться, всё равно опасаются по ним проезжать, так как не уверены в устойчивости колеса на длинной тонкой полосе железа.
Так как же по закону должны быть расположены прорези? Имеют ли право дорожные службы устанавливать эти решетки с прорезями вдоль движения?
Итак, вот что мне удалось пока узнать.
Больше двадцати лет назад дождеприемники на дорогах устанавливали согласно ГОСТ 26008-83 (прилагается ниже). С распадом СССР и деградацией металлоиндустрии, изменения коснулись и стандартов на решетки. На смену высокопрочному чугуну пришел чугун обыкновенный. Решетки стали стучать, подпрыгивать, крошиться и проваливаться. В связи с тем, что промышленность больше не могла выпускать решетки из высокопрочного чугуна, были изменены размеры и толщина для изготовления решеток из простого чугуна. Появился ГОСТ 3634-99.
Тем не менее в 2003 году в "Нормах и правилах проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы" , так называемом МГСН 1.02-02, по-прежнему рекомендовалось пользоваться ГОСТом 26008-83. В тех же нормах находим рекомендацию по установке решеток на пешеходных участках:
При обустройстве решеток, перекрывающих водоотводящие лотки на пешеходных коммуникациях, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления пешеходного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.
В ГОСТ 26008-83 в Указаниях по монтажу п.7.1 очень определенно сказано, что:
Прямоугольные дождеприемники должны устанавливаться безфланцевой стороной корпуса к бордюрному камню перпендикулярно оси улиц.
Но ничего не сказано об ориентации прорезей относительно движения. Зато в ГОСТ 3634-99 есть прямое указание на ширину прорезей в зависимости от направления движения и нет ничего об общей ориентации дождеприемного люка.
5.2.10 Пазы решеток типов Д(А15) и ДБ(В125) должны иметь соответственно размеры:
ширина от 8 до 18 мм, длина не ограничена;
ширина более 18 до 25 мм, длина не более 170 мм.
Размеры пазов решеток типов ДМ(С250) и ДС(Д400) зависят от ориентирования продольных осей пазов по
отношению к транспортному движению в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Ориентирование |
Тип |
Ширина, мм |
Длина, мм |
От 0 до 450 и от 135 до 1800
|
Все типы
|
От 16 до 32 |
<170 |
От 45 до 1350 |
ДМ(С250)
ДС(Д400)
|
От 16 до 42
От 20 до 42
|
Без ограничения
Без ограничения
|
Расшифруем: Д - решетки пешеходных зон, ДБ - решетки городских автодорог, ДМ - решетки магистральных автодорог, ДС - решетки аэродромов и т.п.
Нас интересуют городские автомобильные дороги. Значит, на городской автомобильной дороге прорези решетки решетки могут быть шириной от 18 до 25 мм, длина максимальная - 170 мм. При наклоне прорези от 0 до 45 градусов и от 135 до 180 градусов допускается расширение диапазона - от 16 до 32 миллиметров.
Обратите внимание, об ориентировании решетки в диапазоне от 45 до 135 градусов речи вообще не идет. Значит, делаем вывод - поперечное расположение прорезей дождеприемных решеток межгосударственным ГОСТом 3634-99 вообще не предусмотрено. И только в Московских строительных нормах МГСН 1.02-02 делается оговорка о недопустимости продольного расположения прорезей на пешеходных дорогах.
Делаем вывод: путаница ГОСТов и строительных норм. По одному ГОСТу решетки надо ставить перпендикулярно движению, но этот документ устарел. По другому ГОСТу - под наклоном, но этот документ не имеет силы, по третьему - надо использовать старый ГОСТ, но нет решеток из высокопрочного чугуна.
Так что же делать велосипедистам? Для них велополоса на краю автодороги, может стать смертельным капканом.
Фото 2 - решетка с продольным расположением прорезей .
В подготовке статьи мне помогали пользователи сайта Диалог специалистов
Комментарии
По ГОСТам всё
По ГОСТам всё правильно.
Поскольку велодорожки - это в наибольшей степени продукт активности заинтересованной общественности, нам остается воспользоваться только механизмом общественных слушаний и писем в инстанции относительно проблемы решеток. А пока остается использовать велосипеды с широкими шинами.
Артемий Лебедев обратил
Артемий Лебедев обратил внимание на решетки дождеприемников в Пятигорске
"Третья достопримечательность — решетки ливнестоков шириной с дорогу.
Кто-то ведь придумал это, построил по всему городу".