У велосипедного движения появилась надежная опора

Эта опора называется Pan-European Program (РЕР) - Общеевропейская программа по транспорту, окружающей среде и охране здоровья Европейской экономической комиссии ООН (далее, Программа). В русском переводе длинное название Программы сокращено до неуклюжего акронима ОПТОСОЗ. Главным принципом городского планирования XXI века Программа установила создание условий для "sustainable urban mobility", устойчивой городской мобильности - т.е. передвижения пешком, на велосипеде и на общественном транспорте. Причем особенный акцент делается на приоритет развития пешеходного и велосипедного движения перед всеми другими видами передвижения.
Как заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, необходимо использовать возможность кардинально переосмыслить нынешнюю экономическую модель в мире и взять на вооружение новые формы развития, связанные с продвижением «зеленых» стратегий. Следуя этой цели, Программа РЕР ставит и решает задачу делать жизнь в городах все более удобной, комфортной и полезной для здоровья при все меньшем и более эффективном использовании ресурсов планеты.

Такой способ существования охватывается английским словом "sustainable", которое приблизительно переводится как "само поддерживающийся", но точного аналога ему в русском языке не существует. Пока у нас такое развитие городов называют устойчивым, что далеко не охватывает всех оттенков смысла этого слова. Основой для устойчивой городской мобильности как раз и является пешеходное и велосипедное движение.
Всё многообразие тематики, охватываемой разработками в рамках этой Программы, было представлено на Международном семинаре, который состоялся 7 и 8 июня в НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ) (фото 1). Открывая семинар, заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул отметил, что интересы Программы лежат за пределами одного транспортного ведомства и привлекают специалистов по градостроительству, здравоохранению и охране окружающей среды, но Минтранс в этой Программе играет роль задающего генератора.
Символично, что кубок с предыдущего семинара на Украине был доставлен на велосипеде и вручен организаторам московского семинара при открытии. При этом украинский представитель отметил, что все пожелания украинских велосипедистов на предыдущем семинаре в Киеве были учтены. Заместитель мэра Москвы Николай Лямов также обещал учесть предложения московского семинара и, в частности, довести до 300 км общую длину велодорожек в Москве.
На Международном семинаре были представлены разработки по поддержке устойчивого развития городов, проведенные в рамках этой Программы. Так, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) разработала специальную методику и справочник НЕАТ (Health economic assessment tools), позволяющие подсчитывать, какой экономический эффект приносит улучшение здоровья людей в результате развития велосипедного и пешеходного движения. От общих рассуждений о создании благоприятных условий для устойчивой городской мобильности начался переход к проведению серьезных исследований. По этой программе проведены десятки исследований в Великобритании, Австрии, Швейцарии и странах Скандинавии, показывающих, какой экономический эффект приносит создание велопешеходной инфраструктуры, и какие это может дать аргументы для их финансирования и создания.
Отдельные сессии семинара были посвящены поискам ответов на 6 основных вопросов:
- Как обеспечить создание устойчивой городской мобильности в России;
- Как измерить и решить проблему влияния автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды в городах;
- Как планировать и управлять транспортом для создания привлекательной, устойчивой и пригодной для жизни городской среды;
- Как сделать общественный транспорт реальной альтернативой личным автомобилям;
- Как превратить велосипедное и пешеходное движение в неотъемлемую часть транспортного и городского территориального планирования;
- Как усовершенствовать экологические характеристики автотранспортных средств.

Значительный интерес представила сессия, посвященная велосипедному и пешеходному движению. Франческа Рачиоппи, главный советник по вопросам политики и программы Управления окружающей среды и здоровья Европейского Бюро ВОЗ, Минзе Валвиус, генеральный директор консалтингового агентства ADVIER из Нидерландов и Хельмут Кох, специалист по планированию дорожного движения из Австрии, выступили с докладами по этой теме. (Участники заседания И. Маркин и И.Налимов с Минзе Валвиусом, в центре, и его компаньоном, справа на снимке, фото 2)

Особое внимание на семинаре было уделено новым велотранспортным средствам, в частности, педально-электрическому велосипеду - педелеку. Австрийская делегация привезла на семинар несколько педелеков и предоставила всем желающим возможность опробовать их на ходу. Символично, что руководитель делегации презентовал один педелек организатору семинара генеральному директору НИИАТ Игорю Титову.
 

Презентации докладов можно найти на сайте НИИАТ http://www.niiat.ru после 16.06.2012 г.

И. Налимов