ЭЛЕКТРО (вело) ИЗРАИЛЬ

14-18 февраля 2018 года я совершил микротур по Израилю: посетил святые места трех мировых религий, познакомился со страной и людьми. Спешу поделиться своими веловпечатлениями и не только.

Вид на Иерусалим с Масличной горы

 

Некоторые деревья в Гефсиманском саду – ровесники Христа

 

Уже по дороге из аэропорта в Тель-Авив мое внимание привлекли многочисленные небоскребы-офисы ведущих IT- компаний (Intel, Goggle, Microsoft, IBM, Oracle, Samsung и др.). Все они и многие другие активно переводят свои мозговые центры в Израиль.

Тель Авив: здесь работают и живут будущие нобелевские лауреаты

 

 

 Бескрайние просторы Израиля

Почти каждый клочок земли обработан и плодоносит. Израиль кормит сейчас 60 млн. чел. и собирается в ближайшие годы резко увеличить объемы сельхозпроизводства. И хотя прилавки стран бывшего СССР, Восточной, Западной Европы и многих других стран завалены сельхозпродукцией, выращиваемой социалистическими колхозами (кибуцами и мошавами) на бескрайних просторах Израиля (площадь страны 27 тыс кв.км, площадь Московской области 44 тыс.км.кв.), сельское хозяйство – это всего лишь 3% ВВП.

Сейчас основой экономики и экспорта Израиля являются высокие технологии. Во многих городах появились высококлассные технические университеты (технионы). Высшее образование получает практически вся страна. Везде расширяются старые и строятся новые авто- и железнодорожные (на скорость более 300 км.ч) магистрали. Всюду, куда ни бросишь взгляд, увидишь краны и строительную технику: строят коттеджные поселки, красивые многоквартирные дома и фешенебельные отели (особенно вдоль всего 300-километрового берега Средиземного моря).

Почти вся вода (около 90%) очищается и используется повторно, весь мусор сортируется и перерабатывается. Значительная часть дорог сделана из переработанных шин и стекла (поэтому дорожное покрытие очень прочное и долго служит). Дороги Израиля занесены в Книгу рекордов Гиннеса как лучшие дороги в мире (75 % - скоростные магистрали, 85% освещены в ночное время). На крышах почти всех домов установлены солнечные коллекторы (горячая вода) и солнечные батареи.

По уровню ВВП на душу населения Израиль уже обогнал Италию, Францию и Великобританию и приближается к уровню Германии. Средняя продолжительность жизни – около 90 лет. Правда, и медицина здесь такая, что может поднять даже мертвого. Везде спортплощадки, утром пол-Израиля бегает. Я почти не видел курящих. На улицах всюду слышна русская, украинская, английская и, после терактов во Франции, французская речь.

Отдыхают в кафе пенсионеры, играют без присмотра дети. В общем, как будто на машине времени переносишься в СССР в его лучшие годы.

А что же велосипед и велотранспорт? Увы, сейчас доля велотранспорта составляет 1-3 % от общего объема пассажирских перевозок даже в небольших городах. Велоинфраструктура пока носит (как и в Москве) показной и декоративный характер. 85% (!) всех велосипедов в стране - электрические. Велосипедисты даже не притворяются, что крутят педали, разве, что на очень крутых подъемах, если аккумулятор почти разряжен. В междугородних перемещениях велосипеды используют ТОЛЬКО велотуристы. Их в Израиле немало, но к велотранспорту они не имеют никакого отношения.

 

ВЕЛОИЗРАИЛЬ: сплошная ЭЛЕКТРОПЕДИЯ

 

 

 

 Почему же элевтровелосипеды? Ответ мне дали такой: очень гористый рельеф, очень сильные ветра, страшная жара 8-9 месяцев в году, узкие улочки в старых кварталах. В этих условиях ОБЫЧНОМУ велосипеду места просто не остается. Никаких веломобилей я тоже, конечно, не видел. Может быть где-то на набережных они и используются для развлечения. В арабских кварталах Иерусалима уличные торговцы используют 3-колесные грузовые тележки, которые они толкают перед собой. Зато пенсионеры (и не только) активно используют 1-2- местные 3-4- колесные электромикроавтомобильцики. На их покупку государство выделяет дотации. Вот такая невеселая велотранспортная картина.

 

 

 

 

 

Индивидуальный электротранспорт израильских пенсионеров

Автомобили же есть практически у всех. Это очень удобно, особенно, для молодых семей, которые живут в своих пригородных коттеджах, а работают в городах в IT компаниях за 50-60 км от дома. А вот внутри коттеджных поселков, где расстояния не более 1-3 км велосипед как транспорт используют почти все (правда, в арабских поселках крутить педали считается для взрослого непрестижно).

Однако, не хотелось бы завершать свой обзор на печальной ноте. Сейчас в Израиле Минтранс совместно с муниципалитетами городов и поселков реализует программу веломаршрутизации Израиля. Это приведет к созданию всеохватывающей сети велодорог с небольшими подъемами и спусками внутри городов и появлению междугородних транспортно-туристических велотрасс, которые в ближайшие 5-10 лет покроют весь Израиль, включая многочисленные природные и историко-культурные заповедники, а также курортно-рекреационные зоны. Горячие головы предлагают закрыть эти веломаршруты от осадков и палящего солнца крышами из солнечных батарей, но этот проект пока просчитывается.

Станислав Худатов.